Интервью

Геннадий Зюганов

Геннадий Зюганов
Источник фото: Ъ FM

Геннадий Зюганов

В Жуковском проходит Международный авиационно-космический салон. Экспозиция в этом году занимает почти 30 кв. м, а среди участников — компании из более чем 30 стран мира. Первые несколько дней мероприятие традиционно будет открыто только для специалистов. На МАКС 2015 работает специальная студия «Коммерсантъ FM». Актуальные вопросы отрасли корреспондент радио новостей Алексей Киселев обсудил с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым.

А.К.: Как вы лично оцениваете российскую экспозицию на МАКС-2015, достойно ли выглядит наша российская техника на фоне зарубежных конкурентов?

Г.З.: Я был практически на всех МАКСах и с огромным удовольствием посещаю. Ибо самолет, подводная лодка, автомобили — это самые сложные изобретения человечества. Я служил три года в советской армии Германии. Чтобы огромную страну Германию проехать, надо потратить пять часов примерно на машине. А чтобы пролететь нашу державу, для этого надо 10-11 часов. Поэтому немыслимо развитие нашей страны без современной авиации. Более того, из 15 заводов, которые работали в СССР, я был практически на всех. Мы производили 1,5 тысячи летательных аппаратов с их видовой классовостью. Всего две страны изготавливали больше фюзеляжные самолеты, — это мы и США. Я должен сказать, что каждый третий пассажир в мире летал на «илах» и «тушках». Что касается истребительной авиации, наша авиация остается одной из лучших в мире.

Поэтому, посещая, прежде всего, обошел линейку всех самолетов, познакомился с последними модификациями, показывали Су-30МК, это уникальная машина, которая в воздухе умеет делать все. На этой машине индийские летчики выиграли сражение у всех натовцев. Эта машина остается одной из лучших. Миг-31 — самолет, который прикрывал весь север. Потолок — выше 30 км, и он в состоянии обеспечить безопасность великолепно. Ил-86 — единственная пассажирская машина, которая за 30 лет ни разу не падала с пассажирами. У нас великолепная школа. Ее надо продолжить. Поэтому жду массового производства и Т-50, и целого ряда других самолетов. Беседовал с директорами, с конструкторами, со специалистами, с инженерами. Многое сделано за последнее время. Но сделано два-три шага, надо еще решительно, энергично, несмотря на санкции, трудности, проблемы поддержать авиационную промышленность. Сейчас, готовя новый бюджет на ближайшую трехлетку, мы должны думать прежде всего об этом. Потому что здесь новейшие технологии, шикарная подготовка кадров, здесь безопасность страны, здесь строительство крупнейших объектов. Для этого у нас есть все и в истории, и в современности. Если мы сочетаем свои возможности с новыми открытиями инженерной мысли, скооперируемся с теми же китайцами, индусам, мы получим суперклассную машину и огромный рынок.

А.К.: А если говорить про те шаги, пускай небольшие, но те, которые идут в верном направлении, и в частности по гражданской авиации. Sukhoi Superjet 100 лайнер. Вам на нем доводилось летать?

Г.З.: Я и летал на нем, и посмотрел первые испытания. И мы даже посмотрели машину, салон для правительственных целей. Должен сказать, сделано прекрасно. Свои материалы, свои мастера. И уже более интересные кооперации. Мы его доведем. И уверен, что это будет массовая машина, она будет пользоваться большим спросом и популярностью.

А.К.: Какие перспективы лайнера в России и за рубежом?

Г.З.: Он хорошо пойдет и будет востребован. У него хорошая вместимость, одновременно высокие эксплуатационные качества. Цена и качество соответствуют новым мировым стандартам.

А.К.: А этот магистральный самолет «Иркут», который только планируется к выводу на рынок в 2016-2017 году?

Г.З.: Я сейчас с директором говорил. Он большая умница, Лев Федорович, уникальный руководитель. Это будет одна из лучших машин наших, причем целая линейка машин. Надо ускорять этот процесс. А иркутский завод по своим технико-экономическим качествам — один из лучших заводов в Европе. Не только в нашей стране. Есть кому сделать и что сделать. Только надо энергичнее и качественнее изготавливать все узлы и детали.

А.К.: Сейчас не очень простые с экономической точки зрения времена наступают. Как вы считаете, сейчас отрасль авиастроительная у нас поддерживается в должной мере?

Г.З.: В 2008-2009 году была подготовлена специальная программа, я участвовал в ее разработке. Более того, проводил слушания всех специалистов. И получили поддержку. Я принес большую, развернутую записку президенту о состоянии нашей авиационной промышленности, ведущих предприятий, аэрокосмической отрасли. Должен сказать, что президент срочно дал поручение, были проверены многие предприятия, приняты меры. Считаю, что движемся верным курсом, но возможности и финансирование надо наращивать. Надо энергичнее бороться на мировом рынке за сбыт этой продукции. Надо солиднее обеспечивать кооперацию с тем, чтобы все главное и ключевое изготавливалось нашими производителями. Тогда меньше будем зависеть от санкций и многого другого.

А.К.: Большое спасибо.

Г.З.: Я вас поздравляю, вы расположены в блестящем месте. Великолепная погода. И это уникальное зрелище, надеюсь, что в выходные дни здесь будут десятки тысяч наших граждан и порадуются возможностям отечественной авиации и наших пилотов. А пилоты у нас всегда были классные.

А.К.: Уверен в том, что все будет хорошо. Напомню, наша студия находится прямо напротив взлетно-посадочной полосы, где мы можем смотреть все полеты.

Г.З.: Кстати, это лучшая полоса в Европе — 5,5 км, 100 метров шириной, можно было «Буран» сажать. Так что хорошего вам полета.

Добавить комментарий

Другие интервью

Смотреть все