Как и почему в России исчезают авиакомпании

В этом году российский авиатранспортный рынок пережил сильную волну консолидации перевозчиков. C рынка ушли около 30 авиакомпаний — то есть примерно 15-20% из тех, которые летают в России. Под консолидацию попали две группы перевозчиков, каждая по своей собственной причине.

Катализатором происшедшей в этом году консолидации на российском авиарынке во многом стали громкие авиакатастрофы — сначала Ту-134 «Русэйр» (погибли 47 человек), а затем Як-42 «Як-Сервиса» (погибли 44 человека). Обе компании специализировались на бизнес-чартерах и имели не самый маленький флот: «Русэйр» летала на 16 самолетах Ту-134, Як-40 и Як-42, «Як-Сервис» — на 10 самолетах Як-40 и Як-42. Вместе с этими компаниями Росавиация за год остановила еще около 20 перевозчиков, формально — из-за несоответствия сертификационным требованиям по безопасности и качеству предоставляемых услуг, а фактически — пытаясь убрать с рынка мелких игроков, которых, по мнению некоторых чиновников правительства, не должно быть в принципе. В итоге перестали работать «Урайавиа», «Даурия», «Вираж» и ряд других.

Вторая группа перевозчиков — это авиакомпании «первого эшелона», то есть те, которые входят в топ-30 крупнейших перевозчиков в стране (на их долю приходится 97% перевезенных пассажиров). За 2011 год российский рынок лишился шести таких авиакомпаний.

В начале года остановилась авиакомпания «Москва» (первоначальное название «Атлант-союз») — детище прежнего московского правительства, один из основных перевозчиков аэропорта Внуково. Официальной причиной стала неспособность обслуживать долги, реальной — прекращение финансовой поддержки со стороны властей. «Москву» удалось остановить без масштабных проблем для пассажиров. Зато обанкротившаяся в середине года авиакомпания «Континент» почти неделю держала тысячи пассажиров в аэропортах в ожидании перелетов другими авиакомпаниями. На рынке говорили, что с остановкой «Континента» «не все чисто», но серьезных разбирательств запущено не было.

Читайте также  Авиакомпания Norwegian случайно вдвое увеличила стоимость билетов

Осень ознаменовалась приземлением гораздо более известных на рынке перевозчиков из числа немногочисленных российских low-cost авиакомпаний. «Авианова» закрылась из-за того, что ее владельцы — американский фонд Indigo Partners и группа А1 — не смогли договориться о дальнейшем финансировании проекта. В свою очередь, Sky Express решили объединить с «Авиалиниями Кубани» Олега Дерипаски, по сути ликвидировав. Одновременно «Аэрофлот», получивший от «Ростехнологий» шесть авиакомпаний, принял решение обанкротить одну из них — «Кавминводыавиа», а под конец года Росавиация остановила «Авиалинии Дагестана» (формально — из-за плохого состояния воздушного флота).

В связи с этим, наверное, можно говорить о том, что рынок становится «чище» и компактнее, но вряд ли он становится лучше для пассажира. Резкий уход одних компаний сильно влияет на транспортную доступность отдельных регионов, остановка других — на доступность непосредственно самих перевозок хотя бы в результате снижения конкуренции. Но если с первой группой авиакомпаний все в принципе ясно и здесь чистка будет продолжаться, хотя бы потому что в следующем году власти введут требование обязательного наличия не менее восьми самолетов у одного эксплуатанта, то с причинами краха крупных перевозчиков и властям, и участникам рынка стоило бы разбираться подробнее. Они могут быть следствием системных проблем в отрасли, которые еще отразятся на ее состоянии.